Волна слухов прокатилась по Интернету в начале этого месяца после заметки Майкла Аррингтона (Michael Arrington) в TechCrunch. Он написал, ссылаясь на анонимный источник, что Microsoft собрал в своем филиале Mountain View в калифорнийской Силиконовой долине некую “супер-группу” из по меньшей мере двадцати “звезд” разработчиков поисковых алгоритмов, в том числе 23-летнего вундеркинда Сазана Ахари (Sanaz Ahari), и дал им задание разработать поисковую платформу “следующего поколения”, с которой Microsoft намерен бросить вызов Google, бесспорному лидеру интернет-поиска, зайдя тому в тыл.

Ровно через два дня Microsoft опроверг слухи. Как сообщается, Сатья Наделла (Satya Nadella), руководящий группой разработки поисковой и рекламной платформ вице-президент Microsoft, заявил на выставке Search Marketing Expo в Сиэтле: “Когда они закончат, я надеюсь, они пришлют мне ссылку, по которой я наконец узнаю о чем речь”.

Однако шумиха, поднятая Аррингтоном, порождает интересный вопрос: допустим, Microsoft в самом деле сколотил эту команду; представим, что Ахари со товарищи удалось построить движок нового поколения, полностью меняющий суть веб-поиска. Будет ли это иметь какие-либо последствия?

Согласно последнему исследованию Nielsen/Net Ratings, компания Google сейчас обслуживает 56,3% всех поисковых запросов в США, и рост его поискового трафика составляет около 45% в год. Microsoft в марте прошлого года с шумом запустил новый поисковик, Windows Live Search, но по-прежнему контролирует менее девяти процентов рынка, без сколько-нибудь заметного роста.

В том, что касается веб-поиска, Google является настолько доминирующей силой, что Microsoft почитает за счастье сохранять статус-кво. Даже достигнув, если повезет, технологического преимущества, Microsoft будет очень трудно свернуть пользователей с наезженной колеи.

“Это уже не вопрос технологий Google, это вопрос их бренда и общего доминирующего положения на рынке”, - говорит Ребекка Либ (Rebecca Lieb), главный редактор Search Engine Watch, отметившего недавно 10-летие сайта, посвященного всем аспектам интернет-поиска. “Google стал синонимом поиска. Это вошло в лексикон, как Xerox и Kleenex.”

Те же проблемы у Ask.com и Yahoo!, других конкурентов Google - из тех, кто хоть в какой-то мере оправдывают такое название (AOL ищет посредством Google). Ask.com запустил новый фирменный движок Ask3D на следующий день после того, как Аррингтон озвучил слух про Microsoft. Новую платформу контекстной рекламы только что анонсировал Yahoo! Но нет ни малейших признаков угроз для лидера рынка: NetRatings отдает Yahoo! долю в 21,5%, что немногим более трети от доли рынка у Google, и Ask.com - жалкие 2%.

“В Ask.com проделали прекрасную работу над новым интерфейсом пользователя и новым алгоритмом, но это не то, что может изменить привычки людей, - говорит аналитик Jupiter Кевин Хайслер (Kevin Heisler), - Самое удивительное, что Google удается убедить людей считать, что конкуренты преследуют его. Но реальность такова, что у него просто нет конкурентов” .

В связи с произошедшей в начале июня отставкой исполнительного директора Yahoo! Терри Семела (Terry Semel), от акционеров компании, возмущенных его $71,7- миллионным выходным пособием, звучали призывы пересмотреть эту сумму и увязать ее с долей компании на рынке веб-поиска. Точно также можно было увязывать его компенсацию с успехами Сизифа во вкатывании камня на гору. Конкуренты, безусловно, могут бросать вызов Google в каких-то других областях, но веб-поиск окончательно проигран ими.

Аналогия с Китаем

В Китае положение прямо противоположное: к концу 2006 года, пишет China Internet Marketing Network Information Center, Google обрабатывал менее 25,3% всех китайских запросов веб-поиска, и его доля быстро сокращается. Поисковый сервис Baidu, рожденный и выращенный в Китае, - недостижимый лидер с долей 62,1%.

Согласно фирмы Enquiro, данным специализирующейся в маркетинге веб-поиска, монополия Baidu основана не на технологии, а на бренде. В “слепых тестах”, проведенных фирмой в этом месяце, китайская версия Google значительно опережает Baidu. “Поиск в Google занимает в среднем около 30 секунд, - говорит президента и CEO Enquiro Горд Хочкисс (Gord Hotchkiss). - А в Baidu около минуты”. Но невзирая на это, китайцы предпочитают Baidu.

Доминирование Google в Штатах есть зеркальное отражение доминирования Baidu в Китае. Правда, большинство экспертов согласны, что поиск Google лучше, чем у его американских конкурентов, и другие “слепые тесты” Enquiro, по-видимому, тоже подтверждают это (новый поиск Windows Live еще не тестировался). Но доминирование Google в западном сознании настолько велико, что дело даже не в качестве поиска: “превосходство Google зиждется не столько на технологиях, сколько на бренде и накопленной аудитории”, - говорит Кевин Хайслер (Jupiter).

Некоторые считают, что лидерству Google можно бросить вызов в неком “вертикально интегрированном” поиске: видеролики, например, играют все более важную роль в Интернете, и можно пытаться захватить нишу видеопоиска. Но благодаря своей новой “универсальной поисковой платформе” Google уже присутствует на всех возможных уровнях “вертикального” рынка поиска, включая видео. “Люди скорее воспользуются видеопоиском Google, чем будут куда-то переходить и пробовать что-то другое”, - продолжает Кевин Хайслер.

Эксперт считает, что какая-то серьезная угроза гегемонии Google может возникнуть только где-то за пределами традиционного Веба. “Точно так же, как успех Microsoft был связан с десктопными решениями, Google тоже работает для людей, которые сидят на своих рабочих местах. Но он не доминирует в той же мере в сфере беспроводной связи”.

Однако свежие данные свидетельствуют об обратном: маркетинговая фирма M:Metrics только что опубликовала свежий топ сайтов, посещаемых с мобильных устройств, и Google занимает там первое место, имея почти в два раза больше посетителей, чем Microsoft и Yahoo!.

Ask.com признает поражение, но …

Ask.com открыто признает, что Google недостижим. Microsoft и Yahoo! отклонили наши просьбы об интервью на тему превосходства Google в поиске. “Мы не комментируем наших конкурентов”, - ответил представитель Yahoo!.

А вот Ask.com является более откровенным относительно возможности побороться за первое место на рынке поиска. “Мы не можем конкурировать с Google во всех областях, да мы и не пытаемся, - говорит Даг Лидс (Doug Leeds) вице-президент компании по разработке продуктов. - “Мы хотим быть альтернативной поисковой системой для пользователей Интернет”.

Однако он также отмечает, что, несмотря на слоновью долю рынка, занятую Google, там вполне достаточно пространства. “Только в США 25 млн. человек в месяц используют Ask.com для поиска, и 50 млн. – во всем мире”. - говорит Даг Лидс. - По сравнению с Google это мало, а по сравнению с Amazon, очень много.”

Да, поисковые сервисы Microsoft и Yahoo! тоже посещает огромное количество пользователей. Но их ситуация несколько отличается: как лидирующие публичные компании, озабоченные курсом своих акций, они не могут не волноваться по поводу своей доли от общего рынка. Пример - Терри Семел и история его выходного пособия.

Игра на деньги

И это еще не все, что заботит компании, делящие поисковый рынок. Google также обгоняет конкурентов, когда дело доходит до поисковой рекламы - главной курице, несущей золотые яйца для этого рынка. По данным American Technology Research, Google зарабатывает примерно 12 центов на каждом поисковом запросе, а Yahoo! лишь 8 центов. Учитывая колоссальный разрыв в доле рынке между этими двумя компаниями и масштабы рынка, годовой доход Yahoo! от поиска попадает просто в другой разряд.

В 2006-м году (по сравнению с 2005-м) валовый доход Yahoo! вырос с $5.3 до $6,4 миллиардов. Это хороший показатель, пока мы не сравниваем его результатом Google: за тот же период его валовый доход вырос с $6,1 до $10,6 миллиардов.

Со своей новой рекламной платформой Panama компания Yahoo! надеялась сократить разрыв в показателе центы-за-клик. Возможно, еще рано судить, но платформа оказалась не такой успешной, как надеялась компания. “Уже видно, что Panama не сможет достичь уровня рекламы Google по части доходности, - говорит Кевин Хайслер (Jupiter). - При работе на таких инновационных рынках, как этот, кривая зависимости результата от компетентности бывает очень крутой”.

Запущенная Microsoft в мае 2006 года рекламная платформу AdCenter дала 23%-ное увеличение дохода от онлайн-рекламы в первом квартале этого года - но доля рынка составляет менее половины от доли Yahoo. “По сравнению с тем, как Google берет деньги с рынка пригоршнями, у Yahoo получается хуже, а Microsoft совсем уж не блещет, - говорит Ребекка Либ (Lieb, Search EngineWatch). - Этот рынок очень быстро растет: кривая роста похожа на хоккейную клюшку, и они (Yahoo! и Microsoft) пока в самом низу”.

Если не можете побить его – дружите с ним

На прошлой неделе в связи с отставкой Терри Семела The New York Times опубликовал в разделе технологий статью под названием “После перетряски Yahoo - что дальше?”. Цитируя “опытных венчурных капиталистов Силиконовой долины”, газета задается вопросом: должно ли Yahoo! отказаться от своих собственных средств поиска и отдать все Google?

Пресс-секретарь Yahoo! заявил, что компания намерена оставаться игроком в поисковом бизнесе, но Times сомневается в этом. И это сомнение можно распространить также на Microsoft.

Panama у Yahoo!, Ask3D у Ask.com, намеки Майкла Аррингтона про Саназа Ахари во главе новой группы по поиску Microsoft - слышно много разговоров про изменение диспозиции на рынке услуг веб-поиска. Однако все пока на своих места, и Google рулит.

Источник: The Register
Перевод: Иван Сильвестров

По материалам: журнал Вебпланета Вебпланета