Польза — ж. и польга сев. вост. (льга, легко) — льгота, облегченье; помощь, прок, подспорье, улучшение; выгода, прибыль, барыш, нажива. Пример: «Что пользы в посулах!» (Толковый словарь В. Даля)

Именно эта дефиниция отображает основную задачу такого явления, как тулбар. Для начала заглянем еще в один источник знаний — Википедию. Она сообщает следующее:

«В графическом интерфейсе пользователя на экране компьютера панель инструментов (toolbar) — это строка, столбец или прямоугольная область кнопок или значков на экране. при нажатии эти кнопки или значки активируют определенные функции программы. Впервые тулбар появился на компьютере Xerox Alto в 1973 году».

Именно потому можно утверждать, что наиболее популярным «тулбаром» является стандартная панель инструментов в Windows, реализующая все наиболее необходимые функции — от меню вызова программ и отображения запущенных задач до вывода часов и служебной области. Но речь сегодня все же пойдет о тулбарах-пристройках к браузеру, которые призваны облегчить ориентацию в веб-пространстве и сделать мою работу в Сети максимально комфортной.

Предположим, что я никогда не слышал о del.iсio.us, мне неведомы призрачные Веб 2.0 проекты и слово facebook тоже ни о чем не говорит (хотя и оно недавно едва не прорвалось в офлайн-словари). Но благодаря рекламе и дружеским посиделкам у знакомых интернетчиков я несколько раз слышал о трех сайтах: Google, Yandex, Rambler. И тут дома у меня появляется Интернет: IM-общение, блоги, подписка по электропочте на разнообразные ежедневные анекдоты — дела первого месяца, дальше захочется большего. Вот тут-то я и замечаю в углу браузера на каждом из сайтов предложение воспользоваться уникальным и абсолютно бесплатным улучшением для своего браузера. «Ну а почему бы не глянуть что это такое?» — думаю я и становлюсь перед выбором: «А что именно?»

Google: помолимся на Page Rank

Итак, я решил сократить читаемую область экрана взамен призрачных выгод. Устанавливаю гугловский тулбар. При этом всем почта у меня одна — та, которую дает провайдер. Целых двадцать пять мегабайт свободного пространства, smtp-сервер, падающий через раз и прочие мелкие радости. Это замечание просто необходимо для полноценного анализа картины: ведь браузерная надстройка не должна зависеть от наличия у меня почты на данном сайте, это якобы сторонний продукт.

В таком случае картина Гуглобара меня не особенно впечатлит: pagerank да панель поиска — вот и все, чем может похвастать этот тулбар. Pagerank мне как рядовому пользователю вообще не нужен, а его предназначение непонятно. Панель поиска уже давно появилась в браузерах независимо от наличия расширений, а потому не претендует даже на скромный плюс.

Тем не менее, дадим Google Toolbar второй шанс — я завел почту на Gmail. А толку? Раз уж пошла такая пьянка, то и GTalk я пользуюсь вовсю, а там работает система оповещений в случае появления новых писем в инбоксе.

Вторая доступная фича — закладки. Они, возможно, удобны, но раз уж Сетью я пользуюсь дома, то мне и браузерные сгодятся. В противном случае del.iсio.us интереснее в плане подборки материалов на интересующую меня тематику по определенным тэгам. В общем, пользы от тулбара для обывателя почти никакой.

Яндекс: деньги и пробки

Чертыхаясь и кляня на чем свет стоит ранее любимую мною Google, я завожу тулбар от Yandex.ru. Начиная с версии 3.0 тут есть чем поживиться — отзывы о странице, погода, пробки. Последние два удобны хотя бы тем, что это не безликие иконки, ведующие на тематические сайты портала (nb! запомнить это до расстрела рамблерского тулбара), а вполне вменяемые информационные пункты, пользу от которых я могу получить лишь взглянув, без необходимости тыкать в них мышью. Ну, и наконец поиск по блогам и комментариям, который мне катастрофически необходим — уж больно волнует позиция личной жежешечки в топе Яндекса. Хотя таких маньяков, наверное, не так уж много.

В случае, если почту я таки решил завести на Яндексе, добавится быстрый доступ к Ленте (rss в диковинку, но сначала очень нравится возможность сбора разнообразной информации под одной крышей без моего участия). Также есть доступ к Яндекс-Деньгам — польза от которых есть, но ввиду слабого развития электронной коммерции в России пользоваться ими я буду не то чтобы часто — следовательно, в тулбаре они мне не нужны.

Rambler: перегрузка

Устанавливая Rambler-Ассистент, понимаю, что браузер трещит по швам, съедая львиную долю предназначенного для чтения пространства:

Тут все совсем плохо. Кажется, разработчики слабо представляют, для чего нужен тулбар. Для пользы! — снова скажу им я. — А от вашего тулбара её совсем нет. Возле погоды висит солнышко, хотя небо затянуто тучами, а намека на солнца нет и в помине. Чтобы узнать реальные метеосводки, приходится тыкать курсором в «погоду». С таким же успехом мог в одно движение зайти на Гисметео.ру, заодно бы состояние дел на завтра проверил. Аудиопотоки тоже не работают (под FF для Mac OS, равно как и в Safari). Плюс зачем-то Рамблер-Vision — проект, который открывается с помощью поп-апа.

И если у Яндекса и Гугла видна практическая польза хотя бы для оптимизаторов, то в Рамблере она отсутствует напрочь — определить количество ссылающихся на сайт страниц невозможно, не очень понятна степень авторитетности сайта (у Рамблера нет такого показателя или он его не афиширует) и совершенно туманно количество проиндексированных страниц сайта.

Чего хотят тулбары?

Понятно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Компании, распространяющие тулбары, думают о своей пользе ничуть не меньше, чем о пользователях. Однако почти никогда не рассказывают о том, как они используют собранные пользовательские данные из тулбаров. Кроме разве что Германа Клименко, который в интервью «Вебпланете» честно признал: «Цель создания тулбара LiveIndex — достоверный рейтинг всех сайтов Рунета».

Там же есть интересные наблюдения о том, что подобная статистика может показать совершенно новую (более точную?) картину Рунета. Например, то, что поиском пользуется чуть меньше 30% посетителей — из чего можно было бы сделать вывод о сильной незавершенности передела рынка поисковиков. На конференции «Оптимизация-2007» глава Google Russia Владимир Долгов выразил надежду, что у Клименко получится сделать LiveIndex как «русскую Алексу», потому что остальная статистика Рунета вообще отдыхает.

Здесь уместно вспомнить еще одну публикацию с провокационным заголовком "Поисковик Клименко убьет оптимизаторов и «Яндекс». Идея альтернативного «поисковика без индекса», основанного на статистике счетчиков и тулбаров, встретила много критики. Однако осенью на той же «Оптимизации-2007» озвучивались слухи о том, что Google может отказаться от Page Rank (который можно просто купить, что официально признано Гуглом) и начнет использовать Viewed (Visited?) Rank, то есть данные по реальному использованию сайтов из статистики тулбаров.

Сами поисковики пока что молчат о таких альтернативах. Однако усиленное продвижение «Яндекс.Бара», начавшееся в конце прошлого года, может свидетельствовать о том, что и «Яндекс» как верный последователь Google тоже не прочь подчистить выдачу на основе данных из тулбаров. Возможность стучать на нехорошие сайты в Яндекс-баре есть уже давно.

Чего хотят пользователи?

Итак, польза для создателей тулбаров понятна. Но несмотря на напыщенныеречипоисковиков, толк от тулбаров для рядового пользователя едва заметен. Исключением являются отдельные группы людей — скажем, жители Питера и Москвы, для которых проект «Яндекс-пробки» может иметь значение. А также постоянные посетители некоторых других определенных сервисов, сборщики ссылок, оптимизаторы и т.д.

В результате возникает сразу два варианта недовольства тулбарами. Профессиональный пользователь недоволен слишком «массовым» сервисом, который дает тулбар. Требование убрать PR из гугловского расширения выдвинул вебмастер. При этом отмечалось, что данные на тулбаре не соответствуют реальному значению, отставая иногда на 3 месяца от апдейтов ранка.

Тем временем массовый пользователь недоволен ненужными «профессиональными» довесками, которые ему впарили вместе с тулбаром. В том же тулбаре от Google цифра с зеленой полосочкой (Page Rank) реально нужна только торговцам ссылками, потому что ценность линка со страницы напрямую зависит от её веса. Рядовому пользователю это не нужно. Зато само использование Google Toolbar может серьезно подорвать вашу безопасность, сделав персональные данные добычей фишеров.

Особенно неприятно, когда тулбар распространяется по вирусной схеме, как эдакий не очень заметный «довесок». После того, как «Яндекс» купил («мы помогаем»?) клавиатурный переключатель Punto Switcher, эта популярная программа стала использоваться для впаривания тулбара. Причем так, что даже сетевые долгожители накалываются — Рубен Макаров ставит себе Punto Switcher, забывает убрать одну галочку — и обнаруживает у себя Я-бар.

А вот мнение Дмитрия Вознюка, сотрудника одной из киевских IT-компаний: «Лично я не вижу смысла в использовании тулбаров. В свое время использовал тулбар от Google, тулбар SEObar для Mozilla, но ото всех отказался. С одной стороны, я совершенно не готов отдать хоть два квадратных сантиметра экранного пространства за функцию, которая не будет использоваться постоянно. С другой, практически ни в одном тулбаре не было функционала, который действительно необходим постоянно. (Одно исключение: при поисковой оптимизации, действительно, тулбар, отображающий индекс цитирования Яндекса, PageRank и другие показатели, осмыслен и необходим). Все прочие расширения функциональности отлично умещаются в дополнительные пункты меню, „горячие клавиши“, или обходятся одной кнопкой. Пример? Adblock Pro для Mozilla Firefox. Один щелчок — и доступна вся функциональность блокировки рекламы, флеш-баннеров, скриптов и т.д. Значок „STOP“, открывающий Adblock Pro, имеет такой же размер, как и стандартные значки „Назад“, „Обновить“ и „Стоп“ Firefox, отлично помещаясь с ними на одной панели и не уменьшая область просмотра ни на миллиметр».

Впрочем, для полноты картины надо упомянуть еще одну возможность — существует сайт Conduit, где все желающие могут создать тулбар для своего сетевого сообщества в течение десяти минут. Не уверен, что ненависть к самому понятию «кондуит» (штрафной журнал) не влияет на суждения, но сервис лишь подстегивает пришедших в Сеть играть, а не работать. Такое положение вещей, увы, не радует. И опять же, мы не знаем, что они будут делать с данными из наших тулбаров («Web search in all toolbars powered by Google»).

Выбор, безусловно, остается за вами. Однако традиционная компьютерная чистка в начале нового рабочего года обязывает задуматься: «Что я с этого имею?», взвесив все плюсы и минусы. Но антикомариный тулбар необходимо установить в любом случае! Ведь лето не за горами!

По материалам: Вебпланета



Похожие записи: