Какие народы были соседями славян и формировались одновременно с ними - vsellennaya.ru
Дата публикации:

Какие народы были соседями славян и формировались одновременно с ними - vsellennaya.ru

26b59c3f

Г. Искусство, музыка, устное народное творчество.

Д. Быт и нравы Древней Руси.

А. Особенности формирования древнерусской культуры

1. Восточные славяне получили от первобытной эры народную, в базе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

2. Культура Киевской Руси сформировалась в эру образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на базе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен — полян, вятичей, новгородцев и др. и соседних племен — утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Разные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под действием неспециализированных политических и социально-экономических взаимоотношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межправительственных взаимоотношений и торговых связей.

3. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре Киевской Руси продолжительное время сохранялись языческие духовные традиции. Жёсткие каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели трансформации, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Б. Письменность, школьное образование. Летописи. Литература

1. Продолжительное время существовало вывод, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Но факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская письменность существовала еще в начале Х в.

глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);

соглашение (911 г.) князя Олега с Византией есть одним из первых монументов славянской письменности;

Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на базе славянского письма.

2. По окончании принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых жителей. В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Умный, его дети знали пара языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения — известная Академия — книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными либо лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI—XII вв. более 80 — богослужебные.

3. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Умный создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (жители — ремесленники, торговцы), в большинстве случаев, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят отысканные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты — письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, и граффити — надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: Ох, тяжко мне. У славян были достаточно широкие познания в географии, полученные из книг и в следствии путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

4. Наиболее значимым монументом древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, в большинстве случаев, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, обрисовывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и иногда нерядскими делами. Первая летопись появилась в конце Х в. она говорила об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Умном. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

5. Многие предания вошли в летопись Повесть временных лет, ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, гениальный писатель и глубочайший историк, он ставит вопрос о происхождении Русского страны и его развитии: Откуда есмь отправилась Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала имеется. Нестор не только информирует факты, но совершает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского страны на фоне всемирный истории. Он обрисовывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о походах , восстаниях, княжеских усобицах, жизни несложного народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор покинул кроме этого два других выдающихся произведения: Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия. В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были очень обрисованы деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре либо дружинники. Они говорили о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.



1. Археологические раскопки говорят о том, что вплоть до Х в. на Руси строили только из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому примеру: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богоматери-Десятинная (конец Х в.), названная так вследствие того что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Умном был выстроен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на базе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал знаком могущества Киевской Руси. Стенки собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Около храма шла открытая галерея. В стенки и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Умного, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было большое количество икон. Соборы в честь святой Софии были выстроены кроме этого в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, в большинстве случаев, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких буграх, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

Г. Искусство, музыка, устное народное творчество

1. Взяла распространение и иконопись. Икона — это изображение на намерено обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Старейшим дошедшим до нас монументом иконописи есть икона Владимирской Богоматери. Она была названа так по окончании перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из старейших сохранившихся монументов владимиро-суздальского искусства иконописи — основной Деисус, написанный в конце XII в. (Деисус свидетельствует моление). К данной же школе иконописи относится и икона Оранта. Дошли до нас новгородские иконы: Ангел Златые Власы, Спас Нерукотворный, Успение Богоматери (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески Ужасного суда.

2. Большого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, применяя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Прекрасная чеканка и красивая художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Тёмной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии именовали русской резьбой.

3. Народное творчество отыскало отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, тайных, каковые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особенное место занимает таковой эпический жанр, как старины — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — национальные герои, защитники Отчизны. Их подвиги сказочны и героичны. Неспешно устное народное творчество получает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Старейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, старины. Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Громадным уважением пользовались баяны — сказители и певцы старин.

Д. Быт и нравы Древней Руси

1. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20—30 тысяч людей), деревнях (50 человек), сёлах (25 - 40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, обычно двухэтажный. Киев был громадным и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах часто проходили пиры, дамы сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых — соколиная, ястребиная, псовая охота. Для несложного люда устраивались скачки, кулачные битвы, игрища. Весьма популярна была баня.

2. Одежда шилась из домотканого холста либо сукна. Базой костюма была рубашка, брюки у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубашка — до полу, с вышивкой и долгими рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, дамы голову покрывали платком (полотенцем — замужние), украшали подвесками, крестьяне и жители носили меховые либо плетеные шапки. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных либо золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

3. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Выпивали квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие жителей Киева к винопитию.

4. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют иудейское либо греческое происхождение. В русском языке они поменяли свое звучание: Иаков — Яков, Иосиф — Осип, Абрам, Иоанн — Иван. Княжеские имена стали календарными — Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем часто становилось прозвище — Молчан, Оладья, Дурак.

5. Русская культура незадолго до монгольского вторжения находилась на весьма большом уровне развития, не уступая культуре передовых государств Европы и деятельно с ней взаимодействуя.

1. Какое влияние на культуру Руси оказала Византия?

2. Возможно ли делать выводы об уровне развития общества по его культурному наследию (на примере данного периода)?

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.



Записи в RSS Комментарии в RSS Вход