На Roem.ru выложили стенографически точно воспроизведенный в Киеве 01.04.2011 на тему «Иллюзии и ловушки стартапов». Исходя из того, что видеозапись выложена в виде 5 фрагментов по 10-15 минут каждый, можете представить себе объем текста. Но тема интересная и Ашманов действительно может сказать веское слово на тему стартапов, поэтому здесь мы представим выжимку самого парадоксального и самого интересного из доклада.

«В принципе, я считаю, что делать клоны – это вообще-то правильная вещь с точки зрения бизнеса», — заявляет Ашманов, объясняя, что все успешные проекты на нашем телевидении заимствованы и не стоит отказываться от идей, которые уже доказали, что они работают.

Два основных типа стартаперов:

1) "Программисты сами по себе люди аутичные, и нередко не очень могут придумать вообще что-то такое, что нужно людям, а не им самим
2) «Много вокруг этого бизнеса еще крутится халявщиков – разных околомаркетинговых людей, которые поработали менеджером там где-то в крупной компании и так далее. У них психология халявщика такая – что наверняка существует какой-то правильный трюк. Его нужно просто узнать, и потом ты этот трюк делаешь, и опа! – у тебя и деньги, и инвесторы и все пучком, ну а программистов потом наймем».

«Под идеи» и «под креатив» денег никто не дает, — нужен прототип. «Если это прибавление для мобильника – условно говоря, кто-то в офисе у инвестора обязан тут же иметь возможность это поставить себе на мобильник. Если это сайт – значит, тут же можно чтоб было зайти, зарегистрироваться и что-то сделать. Это настолько улучшает коммуникацию, что без этого ходить продавать слайды PowerPoint — очень невыгодно. Очень хлопотное это дело».

Рассказывать инвестору о технологии, как правило, тоже напрасно. Он финансист и не может, и не пытается оценить, заработает эта технология или нет. Инвесторы делают предположение, что, наверное, в этой технологии что-то есть – и все, и выбрасывают это из головы, и дальше смотрят на людей.

Следующая иллюзия – управляемость проекта, ее правильнее всего осветить теми «поворотными точками» в жизни стартапа, которые перечислил докладчик:
1. Проблема с продуктом. Причины – пользователи, конкуренты, клиенты. Полгода.
2. Размытие команды. Надоели потери, ожидания не сбылись, свара основателей. Полгода-год.
3. Выход на рынок. Ничего не взлетает, пользователей недостаточно, конкуренты давят. Год-полтора.
4. Долина смерти стартапов. Кончились деньги, продаж немного. Размолвка основателей. Новый раунд. Два года.
5. Начался истинный бизнес. Менять людей, владельцев, продукт, сайт, офис. Два-три года.

Порознь обсуждался вопрос рентабельности и капитализации стартапа. Ашманов заверил, что западные инвесторы часто дают деньги под проекты, которые далеки даже от рентабельности, но у них есть т.н. «тяга» («traction»). Что это такое? Это, предположим, яростный рост аудитории. Пусть вообще без денег, сплошные убытки, но у вас регистрируются три тысячи человек в день, а еще через луна – шесть тысяч человек в день, как было с «Одноклассниками».

Ну и последняя иллюзия, которую развенчал докладчик: это только кажется, что Вконтакте или Google или другие нынче успешные проекты «выстрелили»: «Если вы посмотрите внимательно, когда впервые заговорили о „Google“ или впервые заговорили о „ВКонтакте“, когда он стал большим и общепризнанным – это все равно 5-7 лет. Быстрее не бывает. Вот это только кажется, что скоро они выскакивают. Просто мы живем параллельно, у нас своя жизнь, дети растут. Потом – бах, „Контакт“ стал большим. Но в реальности, там если кто-то за три-четыре года выскочил, это уже великий удача».

Источник:



Похожие записи:

Меня читают

  • отзывы об отелях вьетнама