Мобильный платеж – это платеж с сотового телефона, смартфона или коммуникатора за товары и услуги. Превосходство мобильных платежей очевидны – если веровать статистикам, в России проникновение сотовой связи составляет вокруг 150% (по итогам 2010 года на 100 россиян приходится 155 активных сим-карт).

Для сравнения: банковские карты имеет менее 8% россиян. И даже услугой интернет-банкинга пользуется всего лишь 1% россиян (правда, интернет-банкинг популярнее – 12%). Что уж тогда беседовать о такой диковинке, как мобильный банкинг!

Общепринятой классификации мобильных платежей в России пока нет. Можно условно разделить мобильные платежи по сумме платежа (обычные и микроплатежи), а также по способу реализации – либо удаленные, когда телефон используется как средство для управления счетом или его счетом , или локальные – предположим, с использованием .

Есть еще подразделение по основным технологиям мобильных платежей – платежи с помощью SMS/USSD, платежи с помощью устанавливаемых на телефон программных приложений, а также платежи с помощью специальных чипов – NFC или даже аналогичных чипов .

Также возможна еще одна классификация – по степени вовлеченности в схему платежей основных участников рынка – банков, операторов мобильной связи и платежных систем или компаний-посредников.

# # # #

Заключительный вид платежей, с использованием компаний-посредников, предлагающих более удобные и простые в использовании сервисы, а зачастую и ряд уникальных возможностей, активно развивается в Европе и США в последние годы, а в странах Азии уже давно занимает заметное место на рынке.

В России этот вид платежей пока используется достаточно редко – отчасти из-за уходящего теперь экономического кризиса, когда неохотно брались за новые проекты, отчасти – из-за особенностей российского законодательства в части электронных платежей, в котором только на днях появилась хоть какая-то четкость.

А вот за рубежом в предоставление подобных сервисов в последние полгода начали вкладывать средства крупнейшие мировые компании. Правда, разнообразие предложений здесь столь велико, а изменения происходят так живо, что делать прогнозы о том, какой из сервисов или даже видов платежей — в итоге победит, никто не берется. Кроме владельцев этих сервисов, каждый из которых, естественно, уверен в скорой победе именно своего детища.

Возможность оплачивать мелкие покупки со счета мобильного телефона позволяет торговым компаниям привлечь покупателей, у которых нет банковских карт или которые не желают использовать их при совершении мелких покупок. А комиссии, предположим, на платные SMS, взимаемые операторами мобильной связи, до сих пор велики.

Это и привело к появлению за рубежом множества компаний-посредников – Boku, Zong, BilltoMobile, Payfone и ряда других, которые взимают с покупателей и продавцов значительно меньшие комиссии, предлагая удобные варианты оплаты. Все они начинали с предоставления оплаты «виртуальных» товаров, а нынче активно интересуются возможностью проникнуть и в мир «реальных» продаж. Причем компании, созданные 2-3 года обратно, уже считаются старожилами рынка!

Boku

Основанная в 2009 году компания предлагает, по сути, SMS-платежи на платформе, общей для множества . Услуги доступны в более чем 60 странах мира, абонентам 220 мобильных операторов связи – а это примерно 1.6 миллиарда человек!

Хотя в списке стран , широкое распространение эта система у нас пока не получила. Для сведения – по данным сайта, у компании заключены договоры с операторами Beeline, Megafon, Motiv, MTS, NTC, Smarts/Yaro/Astra, Tele2.

Платеж осуществляется со счета мобильного оператора, не требуется наличия банковской карты или счета в банке. Теперь компания позволяет оплачивать покупку сотни виртуальных и цифровых с мобильного телефона. Как выглядит платеж, можно посмотреть .

Нужно отметить, что, несмотря на кажущуюся устаревшей технологию SMS-платежей, возможность провести платеж с любого телефона, который принимает и передает текстовые сообщения, резко расширяет аудиторию пользователей услугами компании.

Кстати, недавно компания запустила пробный сервис продажи «реальных» товаров на сумму до 30 евро .

Zong

Схожие услуги компания-конкурент Zong, представленная в 40 странах мира и заключившая договоры с 200 операторами мобильной связи. Тут предоставляют возможность проводить мобильные платежи и со счета банковской карты.

Процесс покупки в Интернете прост – вы нажимаете на экране компьютера кнопку «оплатить с помощью Zong», вводите номер своего телефона, на этот номер телефона приходит код, который нужно ввести в окошке на сайте.

В России у компании с 6 провайдерами мобильной связи.

BilltoMobile

Еще одна компания, предлагающая мобильные платежи с «телефонного» счета — . Заявлено об охвате 60 стран мира и более чем 200 мобильных операторов.

Процесс оплаты у BilltoMobile очень схоже с описанным выше у Boku. Интересно, что все компании гордо называют себя лидерами рынка мобильных платежей!

Square

Также стоит отметить интересный сервис, предоставляемый компанией . Компания начала в 2010 году безвозмездно выдавать в США одноименное устройство (размером с крупную монету) для чтения банковских карт, присоединяемое к аудио-выходу современных телефонов на самых распространенных мобильных ОС. Компания зарабатывает на комиссиях – 2.75% от суммы проведенных платежей.

Разработанные компанией приложения позволяют принимать платежи банковскими картами в любое время и в любом месте торговцам (в основном, разумеется, это владельцы малого бизнеса), которые по каким-то причинам не могут использовать стандартные POS-терминалы. Число желающих уже составило более 500 тысяч и беспрестанно растет – к числу клиентов компании каждый луна прибавляется от 30 до 60 тысяч продавцов товаров и услуг. В мае 2011 года основатель компании Джек Дорси заявил, что компания обрабатывает более 3 миллионов долларов мобильных платежей в день, причем объемы платежей растут очень скоро.

Сходственный же сервис предоставляют еще несколько компаний. И в ответ на происки конкурентов, заявивших о сервиса, в конце июня 2011 года компания заключила соглашение с платежной системой Visa, и от нее инвестиции в объеме 100 миллионов долларов, что явилось и некоторой гарантией качества предоставляемого сервиса. Специалисты Visa считают, что продукция Square позволяет предлагать их услуги в сегменте, ранее занятом только платежами наличными деньгами – нынче более 27 миллионов компаний в США не принимают к оплате карты Visa.

Что дальше

В последние год многие крупные компании вкладывают сотню-другую миллионов долларов в быстрорастущие стартапы на рынке мобильных платежей. Для крупных компаний это – небольшие деньги, а в случае коммерческого успеха хотя бы одной четверти подобных инвестиций результат может оказаться весьма доходным.

Так, даже великан Google в конце прошлого года приобрел небольшую компанию , которая занимается локальными мобильными платежами через NFC-чипы. Гуглофон Nexus S уже поддерживает NFC-коммуникацию, и надобно разуметь, что сделано это не для игр, а именно для освоения нового вида платежей «для тех, кто без кредитки».

Серьезные планы по торговле не только виртуальными, но и вполне реальными товарами у мирового гиганта Facebook. В России провайдерами мобильных платежей данной соцсети компании Zong и Boku — но возможно, компания и сама предложит что-нибудь интересное в этом направлении.

Однако пока никто не может точно сказать, как именно будут выглядеть мобильные платежи через 3-5 лет. Ведь сегодня самая большая проблема для мобильных платежных систем – совсем не безопасность платежей, как нам пытаются внушить. Главное — подтолкнуть сотни тысяч продавцов поставить в магазине или на сайте для оплаты товаров, около с Visa и MasterCard.

Источник:



Похожие записи: