По данным американского интернет-агентства Click Forensics, к концу 2006 года средняя доля неучтенных накруток в контекстной рекламе составила 14,2%. По некоторым запросам она достигала 22,2%. О проблеме «скликивания», выходящей на уровень спама, и способах борьбы с ней в Рунете пишет свежий номер SmartMoney.

В попытках минимизировать ущерб от накруток (иногда до $10 тыс. в месяц) холдинг eHouse в прошлом году мигрировал от «Бегуна» к размещению на «Яндекс.Маркете», от которого затем отказался в пользу рекламной сети Google. Последний, по мнению исполнительного директора eHouse Вячеслава Улендеева, следит за «скликиванием» аккуратнее, чем отечественные площадки, и компенсирует потери.

Напомним, в прошлом году группа рекламодателей Гугла отсудила компенсацию за накрутки в $90 млн. За год до этого портал Yahoo! по такому же поводу выплатил истцу около $5 млн. Впрочем, уже в начале этого года компания сообщила, что процент «скликивания» в системе Google AdSense, благодаря эффективным фильтрам, составил 0,02%.

По словам Марии Черницкой из iContext, у них доля «скликивания» не превышает 5%: «Оно подобно воровству в супермаркете. Это неизбежное зло, с которым необходимо мириться». По словам Алексея Басова из «Бегуна», в его компании к подозрительным переходам относят около 20% трафика, и рекламодатели их не оплачивают. Евгений Ломизе, руководитель отдела рекламных технологий «Яндекса», утверждает, что их антифродовые фильтры пропускают не больше процента фальшивых кликов, а 17,7% — блокируется.

Масштабы мошенничества в России и на Западе одинаковы, «просто на Западе потерпевшие компании охотнее обращаются в суд, отсюда и шумиха», — уверяет SmartMoney Алексей Басов. По мнению Арсена Ревазова из IMHO VI, компании все же преуменьшают масштабы мошенничества. Хотя они валят всю вину на недобросовестность площадок-партнеров, они также продолжают снижать требования к веб-издателям. В Яндекс.Директ недавно начали принимать принимают сайты с аудиторией от 300 уникальных посетителей в день. Чуть позже «Бегун» снизил эту планку до двух посетителей, заявив, что «обладает всеми необходимыми технологиями и возможностями по обслуживанию неограниченного количества партнеров независимо от их тематики и посещаемости».

В Рунете, как и на западных сайтах, можно найти массу простых и недорогих программ для постановки «скликивания» на поток. А вот перенимать у зарубежных коллег опыт борьбы с этой проблемой компании не спешат. (В США, например, компании объединяются в сообщества для обмена информацией о подозрительных посетителях сайтов, составляют черные списки IP-адресов и т.д).

С другой стороны, «Бегун» обещает в скором времени предоставить услугу по схеме pay-per-action (оплата за действие — регистрацию на сайте, покупку и т.д.), которая, как надеются многие, поможет противостоять накруткам. На днях Google открыл доступ к бета-тестированию PPA в Google AdWords для рекламодателей со всего мира.

Пока же в России рекламодателям приходится выкручиваться самостоятельно, — констатирует Smart Money. В eHouse используется собственная программа, следящая за тем, сколько времени каждый посетитель проводит на торговом сайте, какие разделы посещает и что покупает. В итоге удалось установить, что обычно соотношение количества кликов и совершенных затем покупок составляет 5%. Если доля покупающих ниже, компания проверяет рекламный трафик на предмет накрутки.

В компании “Фабрика окон” фальшивые клики отсеивают с помощь самописного софта и детальной статистики, отслеживаемой в «Артоне». Установленная таким образом «норма» роботов на сайте — 5%. Когда этот показатель достиг 10%, «Яндексу» пришлось компенсировать убытки компании, — рассказывает её генеральный директор Артем Агабеков.

Решить такой вопрос в суде едва ли получится. По словам Антона Серго («Интернет и Право»), прецедентов, подобных суду за накрутки в Google, в отечественном праве нет. Даже общая практика судебных разбирательств, касающихся интернет-сферы, не внушает оптимизма. "Судьи элементарно неграмотны в компьютерных вопросах, а экспертов в этой области мало”, — констатирует Игорь Ашманов («Ашманов и партнеры»).

По материалам: журнал Вебпланета Вебпланета



Похожие записи: